Спасти усадьбу
- Бери тачку и вези ветки вон в ту кучу, - показывает рукой куда-то вглубь парка предприниматель Иван Сайкин, обращаясь к одному из волонтеров из Франции.
Молодой человек улыбается, поднимает вверх большой палец и, поправив рабочие перчатки, берется за дело.
Использовать международный английский одному из энтузиастов восстановления усадьбы Спасское-Куркино просто нет необходимости. Волонтеры, которые две недели живут и трудятся в молодежном добровольческом лагере KurE Workcamp, уже отлично понимают и его русский.
За французом подтягиваются ребята из Турции, Китая, Испании, Германии. Работы сегодня, как, впрочем, во все «лагерные» дни, непочатый край. С 19 июля ребята только и делают, что выкорчевывают старые кусты, убирают траву, вывозят мусор, ремонтируют мостки возле каскада прудов и скамейки в парке.
В первый же день им пришлось разгребать самое настоящее пожарище. Деревянный флигель возле барского дома недавно сгорел. Так местная молодежь отпраздновала школьный выпускной.
- А такие планы на флигель были, - вздыхает Иван Сайкин. - Была идея сделать там Музей валенка, экспозицию о жизни дворянской прислуги. Ну что же поделаешь.
Усадьба Спасское-Куркино находится в селе Куркино, в 20 километрах от областного центра. Когда-то она принадлежала помещикам Резановым, а затем роду Андреевых. До нашего времени сохранился сам особняк, музыкальный павильон, деревянное здание бывшей богадельни. Рядом разбит парк, имеется самый настоящий каскад из четырех прудов.
- В самой усадьбе в последние годы квартировалось сельхозпредприятие, - углубляется в историю неравнодушный предприниматель. - Когда оно обанкротилось, люди съехали. Усадьбу отключили от отопления. Уникальное здание оказалось никому не нужным. Вот тогда-то мы и забили тревогу. Я взял его в аренду на год, договорился об отоплении. Если бы мы этого не сделали, то за нынешнюю зиму с ее перепадами температур просто бы потеряли весь второй этаж барского дома.
Узнать Россию поближе
Как раз зимой и родилась идея привлечь к восстановлению усадьбы и благоустройству территории парка волонтеров.
- Пишешь программу волонтерского лагеря, составляешь небольшой бизнес-план, указываешь контакты принимающей стороны, после чего информация о проекте попадает в международный банк данных, - рассказывает алгоритм привлечения рабочих рук из-за рубежа организатор KurE Workcamp Ксения Шорохова. - Любой молодой человек может выбрать из перечня всевозможных волонтерских проектов понравившийся, собрать вещи, приехать и поучаствовать в чем-то значимом.
Идея привести в порядок усадьбу XVIII века в далекой России понравилась многим молодым людям. До Вологодчины в итоге добрались сразу 11 иностранцев.
- Я в Стамбуле учусь на переводчика. Заодно учу и русский язык, - поясняет свой интерес к вологодскому добровольческому лагерю турчанка Пелин. - Нет ничего лучше для изучения языка, чем погружение в языковую среду. Вот так и очутилась в Куркино. Признаюсь, еще хотелось посмотреть, как выглядит жизнь в российской провинции. Сейчас западные СМИ делают из вашей страны настоящего монстра. Хотелось увидеть все своими глазами. Оказалось, что ничего страшного в русских нет. На Вологодчине просто потрясающие, приветливые и очень отзывчивые люди.
Общими усилиями
Участники лагеря жили в усадьбе, а питались в школе. В свободное время их ждала культурная программа. Ребятам показали древнюю Вологду, познакомили с русской культурой и бытом в «Семенково» и даже свозили на сельскую дискотеку.
- Дискотека и посещение деревенского клуба, конечно, ребят очень впечатлили, - смеется Ксения Шорохова. - Если нам подобное знакомо, то для наших гостей из Франции или Германии это удивительный опыт. Вообще, ребята с удовольствием узнают жизнь российской провинции. Мы их сводили в русскую баню, устроили мастер-классы по созданию валенков, росписи по дереву, изготовлению игрушек.
Если сначала жители Куркино встретили толпу разноголосых и веселых иностранцев настороженно, то через несколько дней многие с удовольствием присоединились к «общественным работам».
- Главное, что нам удалось за это время сделать - увлечь людей, - признается Иван Сайкин. - Волонтеры подружились с местными жителями. Очень было приятно, когда нам пришла помогать целая толпа ребятишек. Человек, наверное, двадцать работали с нами на равных. Хотя до этого никто и пальцем не шевельнул. Теперь люди потихонечку начинают понимать, что только при их участии мы сможем привести все в надлежащий вид, а жить в этой грязи, если ничего не делать, будут продолжать именно они, а никак не ребята-волонтеры.
Ландшафтный дизайнер из Франции
1 августа добровольческий лагерь завершил свою работу. Добровольцы покидают Вологодчину, но многие из них продолжат свое знакомство с нашей страной. Кто-то собирается проехаться по Транссибу до Владивостока, кто-то, как улыбчивый немец из Дортмунда Карло, собирается съездить в Пермский край, где в сталинских лагерях сидел его дедушка.
- Интерес к России у меня как раз и связан с историей моей семьи, - говорт Карло. - Хочу узнать Россию изнутри. Мне, как будущему строителю, было интересно увидеть, как архитектурно отличаются постройки у нас в Германии и у вас в России.
Кстати, в середине августа в Вологодскую область приедет из Франции правнучка последних хозяев усадьбы - Андреевых. Светлана профессионально занимается озеленением и ландшафтным дизайном.
- У нас есть план восстановить прекрасные вазоны, которые сейчас в плачевном состоянии, - признается Иван Сайкин. - 16 - 17 августа проведем масштабный субботник. Высадим в парке несколько тысяч кустов. В будущем хотелось бы почистить пруды, восстановить прорванные плотины.
Вот только все восстановление усадьбы осуществляется лишь за счет пожертвований, грантов и волонтерской помощи, а этих средств, разумеется, недостаточно.
- Мы попали в программу гражданских инициатив и должны получить грант от государства на миллион с небольшим рублей. Однако для этого нам нужно подтвердить, что мы самостоятельно провели работ на 795 тысяч рублей. Все наши субботники, лагеря таких денег не стоят. Очень непростая ситуация, - говорит предприниматель. - Надеюсь, что и в дальнейшем нам удастся привлекать волонтеров. Их помощь в нынешних условиях просто бесценна.