О Фонде
Устав
Команда
Программы
Отчеты
Документы
Новости
Партнёры
Публикации
Статьи
Фото
Видео
Контакты
Координаты
Реквизиты

 

 

Статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВЫЕ РОДНИКИ КУЛЬТУРЫ»

Программа «Живые родники культуры» направлена на духовно-нравственное воспитание детей подросткового возраста. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Прослеживая историю воспитания человека, мы находим в средневековой Руси человека христианина, опирающегося на религию Православия.

Во времена Российской империи, начиная с XVII века, формируется человек государственный, который верно служит царю и Отечеству.

Для императорской России выступает идеал полезности гражданина государству и Отечеству.

В годы Советской власти на арену истории выходит советский человек – строитель коммунизма.

В настоящее время зарождается человек свободный в своём самоопределении, творческий, инициативный, саморазвивающийся. Одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Программа «Живые родники культуры» опирается на общечеловеческие ценности, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир (В. А. Караковский), направлена на формирование Человека разумного, духовного и творческого, основой этого триединства служат Истина, Добро и Красота (Н. Е. Щуркова).  За основу взяты аксиологический и антропологический подходы, которые близки человеколюбию, что так важно для воспитания.

Воспитательная программа носит название «Живые родники культуры». В словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений мы читаем:

Родник – струя воды, текущая из глубины земли; источник; место рождения ключа [Большой толковый словарь синонимов русской речи. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 2008 г.].

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культура — в отличие от понятия природы — характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д. [Российский Энциклопедический словарь, книга 1. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2000 г.].

Можно сказать, что «родники культуры» есть источник, начало «просачивания» или воспитания внутреннего мира человека через живые грани окружающего мира.

Восприятие окружающего мира напрямую связано с духовным уровнем человека. Одна из тем программы называется «Человек! Познай самого себя», из которой дети узнают, что существуют три уровня развития человека.

Биологический уровень – человек, живущий инстинктами, рефлексами.

Например: жених-жаба из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» говорит: «Поели, ну теперь можно и поспать… Поспали, ну теперь можно и поесть…».

Социальный уровень – человек, живущий в обществе и вступающий  с ним во взаимоотношения.   Животные тоже общаются, но человек делает это осознанно.

Духовный уровень – это внутренний мир человека,  это его душа, его Дух, существует только у человека. Только человек может мечтать, размышлять, творить.  

Как же достичь духовного уровня? Только через красоту Природы, творчество, чистые мысли, культуру сердца, гармонию жизни.

Первая встреча с учащимися начинается со сказки о Красоте. Размышления детей подводят их к выводу, что Красота вечна, что человек – неотъемлемая часть  Природы. Дети должны понять, что «не человек как дитя природы должен диктовать ей свои законы, а наоборот, он обязан понять законы природы и подчинить им своё развитие, свою деятельность". И уже на втором занятии они узнают об интересных экспериментах учёных над растениями. Доказано, что растения реагируют на интонацию человеческого голоса, узнают своего хозяина; чувствуют причинённую им боль, когда ломают ветки; узнают обидчика даже через много лет; любят народную и классическую музыку; плохо переносят тяжёлый загрязнённый воздух, ссоры людей. Воспитанникам предлагается провести в домашних условиях опыты над растениями и поделиться своими наблюдениями.

Современный воспитатель является связующим звеном между школой и жизнью. Двадцатый век и, особенно его вторая половина, сделал огромный скачок в науке и технике. Наш быт окружён изобилием бытовой техники; началась компьютеризация учебных учреждений; учёными сделаны сенсационные открытия в области физики, химии, волновой генетики, естественных наук и др. Академик РАЕН, директор Международного института теоретической и прикладной физики РАЕН А. Е. Акимов считал, «что знания, изложенные в школьных учебниках, не должны считаться окончательными. Они должны своевременно корректироваться и дополняться в соответствии с последними достижениями во всех областях человеческого знания.

С моей точки зрения, как физика и учёного, громадный недостаток современной педагогики и образования в целом, состоит в их беспроблемном изложении. Сегодня в школах преподаются догмы, которые сами по себе, конечно, бесспорны, но на которых жизнь и знание, к счастью, не заканчиваются. Учителям следовало бы проявлять максимум инициативы именно для того, чтобы не только дать учащимся те новые знания о мире, о космосе, но и настойчиво приучать ребят к мысли о бесконечности развития познания Вселенной» [Акимов А. Е. Облик физики и технологий в начале XXI века: выступление на научно-педагогической конференции, г. Екатеринбург, 8 августа 1997 г. – М.: «Шарк», 1999. стр.56-57].

«Добро» и «зло» - показатели нравственного поведения, именно через их призму происходит оценка поступков человека, всей его деятельности» [Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: «ACADEMA», 2003 г. стр. 7]. Добро и зло – противоположности, которые не могут существовать друг без друга, как свет без тьмы, верх без низа, день без ночи, но они, тем не менее, не равнозначны. Не менее важная этическая категория – «Другой». «Стоит обнаружить рядом этого Другого, как приходится учитывать его присутствие, интересы, состояние, особенности» [Щуркова Н. Е.Этика школьной жизни. – М.: Педагогическое общество России, 2000 г. стр.13].

Чтобы показать разные стороны жизни человека в обществе, в программу были включены противоположные категории: например, слово может быть созидательным (поэзия, молитва, добрые слова) и разрушительным (брань, сквернословие). При этом учащиеся постепенно осознают ответственность друг перед другом за свои мысли, слова, поступки. Многие темы программы опираются на последние открытия в области физики, волновой генетики, химии. Так, например, большой интерес у детей вызывает информация о способности воды менять свою структуру под воздействием на неё различных звуков. Оказывается, что вода из грязного источника после прослушивания классической или народной музыки очищается и даже становится целебной. И наоборот, вода с хорошей структурой после прослушивания музыки типа «Heave Metal» превращается в хаос. Положительно влияют на воду слова молитвы или такие, как «спасибо», «уважение», «любовь». Разрушительно воздействуют на воду такие выражения, как «Ты меня достал», «Я тебя убью», слова сквернословия. После вопроса: «А сколько процентов воды в человеке?» дети быстро догадываются, что человек, как и вода, может поддаться влиянию негативных слов, которые ведут разрушительную работу в организме. О влиянии слов на генетический аппарат человека говорит и учёный П. П. Гаряев: «Мы пришли к выводу, что человеческие слова могут быть губительными и спасительными. Проклятья повреждают, молитвы исцеляют тело и Душу. Слова действуют не только на тех, о ком идёт речь, но и на всех слушателей, находящихся в этот момент рядом. Поэтому, с кем поведёшься, от того и наберёшься – болезней или здоровья. А сам будешь здоров ровно настолько, насколько добро преобладает над злом в твоих мыслях, словах и делах, которые неразрывно связаны друг с другом» [Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Гармония Хаоса или Фрактальная реальность. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003 г. стр.160-161].  Незабываемое впечатление оказывают на учащихся фотографии свечения живых объектов (цветы, грибы, человек), использовалась газоразрядная установка по методу эффекта Кирлиан. На снимках свечения пальцев явно было отмечено отрицательное воздействие слов мата на силу свечения, которое практически исчезало и, наоборот, красивые, добрые слова (особенно чтение молитв) резко увеличивали размер свечения. Затрагивая понятие молитвы, всегда даётся пояснение, что молитва есть не только те тексты, что произносятся в храмах и церквях, а это есть внутренний, искренний, чистый импульс, пропущенный через сердце. Так, например, выражение – просьба «Пусть будет здорова моя мама!» является тоже молитвой.

А разве не удивительно узнать, что мысль обладает весом, цветом, запахом, плотностью, формой, движением, силой?!

Получая подтверждение влияния негативных привычек на ухудшение физического здоровья человека, позволяет направить мышление учащихся в русло духовной ориентации и закрепить у них стремление к ведению здорового образа жизни. Искоренение вредных привычек не осуществляется сразу после классного часа. Для этого требуется и осознание узнанного, и внутреннее принятие информации, и достаточно длительное время. И всё-таки такие встречи помогают воспитанникам настроиться на позитивные изменения.  Надо иметь смелость, чтобы при всех заявить, что ребёнок желает освободиться от дурной привычки. Вспоминается случай, когда после беседы о сквернословии в седьмом классе элитной школы, классный руководитель решила немедленно проверить, изменилось ли отношение ребят к сквернословию. Каково же было её удивление, когда самые «скромные» девчушки заняли позицию «Мат приемлем в разговоре». На сторону противленцев сквернословию пересел мальчишка, который активно допускал нецензурную брань в своей речи. Именно хулиганистый подросток не испугался открыть изменившееся отношение к этому неблаговидному явлению.

Конечно, нельзя не согласиться с мнением Н. Е. Щурковой, что «знания и умения – средства формирования отношения» [Щуркова Н. Е. Новое воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000 г., стр. 30].  «Сегодня сокрушительные возможности науки перешагнули не только экологический потенциал планеты, но и, что самое главное, нравственные возможности человечества. Духовно-нравственное состояние человечества, кажется, безнадёжно отстало от технологических возможностей интеллектуального творчества.

Складывается впечатление, что единственная надежда человечества на исцеление, становление и укрепление с помощью культуры ещё теплится в области духовного творчества, т.е. в той области культуры, которую чаще всего называют искусством… Духовность и нравственность, вырастающая из эстетического совершенства, - вот основная забота искусства!» [Поиск, № 1, март, 2008 г. Научный и культурно-просветительский журнал. – М.: Серебряные нити, 2008 г., стр. 56].

Сегодня и в этой сфере происходят губительные метаморфозы: представители искусствоведческой науки «совершенно серьёзно считают, что сушилка для бутылок господина Дюшана и портреты Рембрандта принадлежат к одной области человеческого творчества… Они не могут доступно и основательно объяснить, в чём разница между квадратами Малевича и фресками Сикстинской капеллы» [Поиск, № 1, март, 2008 г. Научный и культурно-просветительский журнал. – М.: Серебряные нити, 2008 г., стр. 57].

«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» (Т. Драйзер).

Чем раньше зарождается в человеке интерес к искусству и потребность в «духовной пище» (эстетическая потребность), тем эффективнее осуществляется процесс духовного развития личности.

Е. В. Квятковский эстетическую потребность определяет как исторически возникшее естественное стремление человека к красоте и деятельности по законам красоты.

Эстетическое воспитание наиболее тонко выражается в культуре чувств. Шкала чувств не ограничивается лишь субъективными чувствами удовлетворения или недовольства, а расширяется до сопереживания окружающему миру во всём многообразии присутствующих в нём качеств.

Один из разделов программы посвящён искусству художников и музыкантов. Сначала подростки знакомятся с темой о влиянии музыкальных звуков на здоровье человека: например, прослушивание классических музыкальных произведений может излечить определённые болезни, а грубые ритмы наносят организму разрушения и приводят к развитию болезней. Во время классного часа дети отвечают на вопрос: «Как они себя чувствуют после дискотеки?». Все согласились, что у них болела голова, менялось настроение, хотелось кричать, спорить. Так постепенно дети осознают, что музыка бывает разная, и не каждую музыку полезно слушать. Затем, дети знакомятся с биографией и творчеством великих композиторов, слушают их завораживающую музыку. Так постепенно детям прививается эстетический вкус и понимание гармонии звуков. Кроме того, в воспитательной программе классного руководителя необходимо запланировать посещение театральных постановок на сценах города.

Чтобы стать творческим человеком, необходимо научиться трудиться. Поэтому в программу включены занятия, где поднимается вопрос о труде, о любви к своему делу. Сказка К. Ушинского «Два плуга» помогает начать разговор о труде. Учащиеся быстро приходят к выводу, что труд продлевает жизнь, а если не трудишься, то заржавеешь, разрушишься и меньше проживёшь. Значит, труд созидает, а лень разрушает. Затем класс делится на три группы. Каждая из них получает свой текст. После ознакомления с текстами, лидеры групп кратко рассказывают содержание и отвечают на вопросы:

- Как вы думаете, про какую работу можно сказать, что это мастерство, а про какую нет?

- Мастерство и ремесло – это слова синонимы или нет?

- Что необходимо человеку для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела? Каждый ли человек способен стать мастером своего дела?

В последующем с подростками проводится тестирование «Волевой ли я человек?», а также даются рекомендации по укреплению волевых характеристик.

От любви к своему делу переходим к материнской любви, любви к своему Отечеству. Однажды в  одном образовательном учреждении города проходил классный час на тему «Материнская любовь». Возраст сложный, уже не до «телячьих нежностей». Конечно, волновалась и я за исход мероприятия. Начала я его с рассказа украинской легенды-были «Две матери» о белокосой и чернокосой матерях. Когда  я закончила чтение, то раздался мальчишеский возглас: «Ух, ты! А это правда?»… Всё остальное время ребята были внимательны и активны. Ребята пришли к выводу, что любить – это не просто сказать близкому человеку приятные, ласковые слова, но это, в первую очередь, любовь на деле: помочь по дому, радовать успехами в школе, смочь увидеть настроение другого. После того, как была затронута тема помощи маме, ребята с удовольствием составляли рецепты блюд для завтрака и ужина. Думаю, что в тот день многие из них вечером приготовили маме сюрприз.

Так постепенно дети знакомятся с категорией «любовь» и разными её значениями и проявлениями, идёт погружение в понятие любви, её осмысление, принятие и присвоение, как часть личного «Я». Впервые многие из детей осознают, что любовь к Родине заключается не только в красивых словах, но в таких простых поведенческих поступках, как не бросать на улице фантики и обёртки. На таких маленьких примерах воспитывается важная черта человеческого поведения: ответственность. Вообще, слово «ответственность» звучит практически на каждом занятии, дети начинают понимать, что это одно из главных нравственных качеств духовного человека.

Почему так легко обидеть другого человека, но так трудно сказать: «Прости!»?

Почему «мы ответственны за тех, кого приручили»?

Зачем надо быть хорошим?

От кого зависит будущее планеты Земля?

Постепенно наши дети учатся мыслить, различать добро и зло, находить зерно истины. И когда раскрывается душа ребёнка, понимаешь, насколько ранимы наши дети, насколько они чувствительны, как быстро они откликаются на всё доброе и красивое.  Именно красота, пропущенная через внутреннего человека, принятая сердцем, поможет в выборе духовных ценностей и правильных ориентиров жизненного пути.

При внедрении программы в воспитательный процесс, использовалось различное сочетание методов. Но за основу были взяты принципы: «не навреди» и «сказал – сделай». В воспитательном процессе очень важны взаимоотношения педагога и учащегося, которые строятся на уважении друг к другу, искренности, доверии. Необходимо избегать в работе с детьми нравоучений. «Нравоучения, с моей точки зрения, - говорил Р. Тагор, - пустая трата времени и сил, и я всегда боюсь, когда добрые люди слишком увлекаются ими. Трудно представить себе что-либо вредное, чем мораль, которая даже истину делает скучной и бесполезной. Нравоучения воспитывают лицемерие и самонадеянность, уничтожают свежесть и непосредственность ума. Нравоучения не запоминаются, а только оскорбляют. Слушая их, ребёнок чувствует себя как преступник на скамье подсудимых. Не нравоучения нужны для духовного воспитания, а дружеское руководство и благоприятствующее окружение».

Особенно недопустимо лицемерие. Педагог не имеет право проявлять по отношению к детям грубый авторитаризм и неуважение. В любой ситуации, на уроке ли, в столовой ли, в коридоре ли, дети должны видеть своего учителя – воспитателя доброжелательным, приветливым, искренним, то есть таким, каким он учит быть своих воспитанников. Именно такое поведение помогает создать между детьми и педагогом доверительные отношения. Всё это в совокупности позволяет сделать воспитательный процесс результативным.

Когда-то существовал очень интересный журнал «Хочу всё знать», который раскрывал для ребят много интересного и познавательного. Вот таким своеобразным журналом  для сегодняшних детей стала воспитательная программа «Живые родники культуры».

Программа предназначена в помощь классным руководителям, преподавателям образовательных учреждений и учащимся для использования в учебных целях и проведения внеклассных мероприятий. Она гармонично дополняет воспитательную работу в классе.

Программа состоит из 6 разделов тематических занятий и составляет 34 часа. Длительность каждого классного часа 1 учебный час. Программа построена таким образом, что преподаватель может выбрать любую из предлагаемых тем, или же проводить их в данной последовательности в течение учебного года. Программа рассчитана, в основном, на учащихся 5 – 11 классов. Исключение представляет тема «О Любви двух Начал», где поднимаются непростые вопросы взаимоотношений мужчины и женщины, о понятии эффекта телегонии, влиянии целомудрия на будущее потомство, ответственности за нерождённых детей. Учитывая, что многие подростки вступают в ранние половые отношения, то возможно проведение классного часа уже в 7 – 8 классах, но только для девочек. Это связано, в первую очередь, с неодновременным половым созреванием девочек и мальчиков. Учащиеся имеют возможность познакомиться с различными точками зрения на

определённую проблему: философов, священнослужителей, педагогов, психологов, учёных. Акцент делается на последние открытия в современной науке.

Классные часы проводятся в форме бесед, социокультурных тренингов, дискуссий, с применением компьютерных технологий (мультимедийных презентаций), игр, упражнений, творческих заданий с использованием различного дидактического материала, предлагаются документальные фильмы. Одни темы включают обширный информационный материал, другие построены на добывании знаний.    Ребята не только получают информацию, но и могут ознакомиться с советами по искоренению той или иной негативной привычки. Так, например, тема о вреде курения заканчивается 10-ю советами, как бросить курить и рекомендациями в первые дни отказа от курения.

Большая часть тем программы выполнена в форме мультимедийных представлений. Здесь присутствует ряд положительных моментов: ребята могут следить за информацией на экране, не отвлекаясь на просмотр наглядного материала; во время обсуждения или ответов на вопросы, возможна остановка аппаратуры; в приёме информации участвуют зрение, слух, чувства, то есть происходит более глубокое восприятие темы разговора.

Большое место на классных часах отводится  социокультурным тренингам, развивающие у ребят активность, диалоговое общение, коммуникативные качества, рождает доверие, способность выражать свои мысли, формировать собственную точку зрения. Работа в «двойках», «четвёрках» помогает детям быть более свободными при обсуждениях,  учит общению, уступать Другому, понимать Другого.

С интересом проходят классные часы, направленные на познание самого себя, на определение своих возможностей. Так, например, упражнение на развитие памяти вызывает искреннее изумление, когда ребята узнают, что могут запомнить больше слов, чем они для себя предварительно установили. Казалось бы, о режиме дня многие знают и понимают, что желательно выполнять его, но… После занятия по теме «Режим дня» ко мне подошла девочка и говорит: «Теперь я понимаю, почему в выходной у меня болит голова! Надо просыпаться всегда в одно и то же время!». 

Познание себя через тестирование, упражнения всегда вызывают у ребят большой интерес. Познать себя, научиться понимать Другого – вот те маленькие ступеньки, ведущие к Согласию, Взаимопониманию, Уважению.

Так постепенно формируются и прививаются духовно-нравственные качества в ребёнке.

Н.В. Евдокимова, руководитель проекта "Дорогой Знания".

Некоммерческая организация «Фонд развития малых городов и сел „Земля Вологодская”»
160035, г. Вологда, Советский пр., 35-а
телефон/факс: (8172) 56-20-69
телефон: (8172) 75-61-37, 75-80-91
e-mail: fond.rgs35@yandex.ru

2013–2024 © fond-rgs.ru

создание сайта mackeyka.ru

наверх ↑