О Фонде
Устав
Команда
Программы
Отчеты
Документы
Новости
Партнёры
Публикации
Статьи
Фото
Видео
Контакты
Координаты
Реквизиты

 

 

О Фонде - Новости

30.05.2014
Москвичи рекомендовали использовать опыт Тотьмы

«Малые города спасёт союз общественных активистов и местной власти»: Тотьма в очередной раз отмечена как один из наиболее позитивных примеров развития малого города в России.

Презентация предложений по развитию малых исторических городов России состоялась 26 мая в Москве.

Документ был подготовлен в рамках проекта «Малые города России — забытые сокровища нашей цивилизации», реализуемого Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина совместно с Центром социальных программ.

Свою концепцию возрождения малых городов представили авторы проекта: глава Московского представительства Центра социальных программ Роман Ткач и глава «Общественной коалиции в защиту Москвы», муниципальный депутат столичного района Пресня Елена Ткач.

Проект был призван раскрыть внутренние потенциальные возможности малых городов, выявить проблемы, мешающие этот потенциал раскрыть и предложить меры по стимулированию социальной активности и экономического оживления «малышей». При осуществлении проекта был использован шестилетний опыт изучения историко-культурного наследия более чем 60-ти городов России.

Наибольшее внимание при жарком обсуждении проекта вызвал как раз пример Тотьмы. Узнать о том, какие плюсы и минусы выявили в современной Тотьме гости из Москвы, в столицу прибыли первый заместитель главы Тотемского района Владимир Коротин, директор Тотемского музейного объединения Алексей Новоселов и консультант Тотемского музейного объединения по вопросам проектной деятельности Артем Чернега.

Елена и Роман Ткач прежде всего отметили, что самой сильной стороной Тотьмы в сравнении с большинством других исторических городов является сформированное сообщество жителей, в хорошем смысле «болеющих» своим городом и последовательно занимающихся его улучшением.

В пример были приведены и недавнее голосование за тотемские картуши в проекте «Россия 10», и проведение субботников как работниками культуры, так и специально созданным стройотрядом администрации Тотемского района, и явно заметное неравнодушие при работе с туристическими группами.

«В результате многолетней деятельности городских подвижников в Тотьме сформировалась уникальная для малых городов остановка единения общества и местных властей на основе местного патриотизма и практической деятельности по сохранению культурного наследия и повышению привлекательности города», — отметили исследователи.

«Развитие туризма и туристической отрасли в городе идет достаточно динамично, несмотря на не самое простое для туристов географическое положение. В городе функционирует 5 гостиниц, структура общественного питания также выгодно отличается от подавляющего большинства малых российских городов.

В Тотьме работает ряд кафе, столовых, ресторанов, причем работают они в течение всего дня. Существует два народных театра. Центральная площадь хорошо освещена и благоустроена скамейками и клумбами», — резюмируют Елена и Роман. Вместе с тем исследователи отмечают тот факт, что бренды города пока проработаны недостаточно и в основном служат скорее для привлечения внимания местных жителей, нежели туристов.

По мнению авторов концепции, полностью совпавшим с мнением директора ТМО Алексея Новоселова, основным городским брендом должен стать бренд, связанный именно с Русской Америкой и походами тотемских купцов-землепроходцев, поскольку главные достопримечательности Тотьмы — храмы в уникальном архитектурном стиле — появились именно благодаря этим морским вояжам.

К основным проблемам Тотьмы Елена и Роман Ткач отнесли транспортную удаленность от областного центра и других исторических городов, что создает сложности в выстраивании туристических маршрутов, сложность поиска инвесторов для реализации городских проектов, а также недостаточную известность Тотьмы среди жителей столицы и других регионов страны. Помочь этому могла бы реализация выставочного проекта в столице Тотьма — город мореходов посреди русской тайги», идея которого была одобрена и поддержана.

Известный маркетолог, специалист в сфере брендинга российских городов Денис Визгалов также одобрил идею появления в Тотьме событийного мероприятия «Фестиваль мороженого» и даже пошел дальше, предложив использовать как бренд обыкновенную палочку для мороженого, которые в избытке производятся на толшменской земле.

По мнению Елены и Романа Ткач, решать проблему привлечения инвестиций на федеральном уровне надо через изменение законодательства, в том числе и налогового, а также путем создания механизмов использования объектов культурного наследия. На местах не отлажен механизм работы с инвесторами: нет реестра объектов недвижимости, не определены их статус и собственники. Местные сообщества испытывают трудности с поиском инвесторов в крупных городах.

Для решения этой задачи предложено создать банк инвестпроектов. При этом, отмечают авторы проекта, вкладываться ресурсы, как частные, так и федеральные, должны только в проекты, инициированные местными сообществами. Необходимо также сформировать список исторических городов России и разработать единые правила их развития, предусматривающие сохранение памятников культурного наследия. Координировать эту работу, по мнению разработчиков документа, должен специально созданный Национальный фонд историко-культурного наследия.

Предложения, озвученные авторами проекта, вызвали оживленную дискуссию между экспертами, среди которых были известный специалист в области культурного и природного наследия Павел Шульгин и политолог, член КГИ, Дмитрий Орешкин. По мнению Павла Шульгина, необходимо обратить на существующий в нашей стране опыт музеев-заповедников, настоящих культурно-исторических комплексов, которые стали не только успешными проектами в области восстановления и сохранения уникальных исторических памятников, но и крупнейшими предприятиями, предоставляющими рабочие места для местных жителей.

Дмитрий Орешкин обратил внимание на необходимость участия общественных и частных организаций в развитии культурного достояния малых городов России. Политолог выразил сомнения в том, что предлагаемый авторами Национальный фонд культурного наследия сможет эффективно и максимально сжатые сроки решить основные проблемы сохранения историко-культурного наследия малых городов. По мнению Дмитрия Орешкина, на первом этапе эффективнее будут НКО и частные коммерческие фирмы, занимающиеся развитием туристического потенциала культурных объектов страны.

Завершилась встреча вынесением предложений по дальнейшему диалогу сторон и эффективному взаимодействию между представителями столицы и малых городов России. Тотьмичи пригласили представителей Фонда гражданских инициатив на масштабное событие — первую научно-практическую конференцию «Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки», которая состоится в Тотьме 18-21 сентября этого года.

Опыт Тотьмы в работе с инвесторами, поддержке общественных инициатив и развитии туризма рекомендовано использовать другим малым городам. Информация предоставлена Тотемским музейным объединением.

Источник официальный сайт Тотемского муниципального района.

 

Некоммерческая организация «Фонд развития малых городов и сел „Земля Вологодская”»
160035, г. Вологда, Советский пр., 35-а
телефон/факс: (8172) 56-20-69
телефон: (8172) 75-61-37, 75-80-91
e-mail: fond.rgs35@yandex.ru

2013–2024 © fond-rgs.ru

создание сайта mackeyka.ru

наверх ↑